На главную страницу
ВвБ | Ind | << 7 >>
Библиотека

Инструменты

Все Страховщики

Рейтинги

Доп.Инфо

Законодательство

Ссылки.

Советы

Магазин

Написать
 

 

4. Долгосрочные инфляционные перспективы.

DAVID F. MILLEKER; david.milleker@dresdner-bank.com

Детерминанты и возможный сценарий.

За пределами текущего десятилетия перспективы инфляции весьма туманны, поскольку у нас нет никакой достоверной информации даже относительно базового инфляционного сценария на столь длинный период. Но исследование структурных параметров позволяет пролить немного света на эту картину. По нашим оценкам, это исследование должно включить как анализ вызова, брошенного государственным бюджетам демографическими изменениями, так и более точную оценку роли, которую играли и будут играть в инфляционных процессах глобализация и технологический прогресс.

Наш анализ осуществляется на базе простой инфляционной модели, в которой фирмы устанавливают цену на свою продукцию как некоторый процент сверх стоимости единицы трудовых ресурсов; а работники устанавливают номинальную зарплату как некоторый процент сверх стоимости товаров. Размер относительных надбавок определяется текущей экономической ситуацией. Возможность установить высокую надбавку появляется, тогда, когда в экономике складывается удобная ситуация для повышения цен, например, когда производственные мощности работают с повышенной нагрузкой, и(или) макроэкономическая политика направлена на стимулирование роста экономики. Этот подход позволит нам рассмотреть совместно три наиболее часто упоминаемые причины инфляции: избыточный потребительский спрос, давление издержек и макроэкономическую политику, излишне стимулирующую экономику.

Государственный бюджет и инфляция.

Итак, в нашем анализе мы не будем обращать внимания на роль государственного бюджета в инфляционном процессе. Однако исторический опыт подсказывает, что период сильного роста активности государства часто предшествует времени высокой инфляции. В институциональной системе, позволяющей правительству финансировать расходы напрямую за счет эмиссии, это выглядит вполне логичным. Но в последнее время такая политика проводится гораздо реже, чем могла бы осуществляться, благодаря независимости центральных банков и большему контролю со стороны рынков и рейтинговых агентств. Но как мы покажем в будущем, даже независимость центральных банков не является гарантией того, что проводимая бюджетная политика не приведет к росту инфляционных рисков.

При долгосрочном анализе мы, однако, должны обратить внимание на то, что уже сейчас очевидно, что если не будет проведена реформа, уменьшающая государственные расходы, то демографические изменения создадут огромную дополнительную нагрузку на систему социального обеспечения. Демографические изменения будут воздействовать, во-первых, на пенсионную систему, так как будет расти доля населения, получающего пенсии, а во-вторых, на систему здравоохранения. На самом деле, расходы на здравоохранение будут расти даже быстрее, чем пенсионные расходы, поскольку медицинские расходы быстро растут с возрастом пациента, а пенсии остаются более-менее постоянными.

Следующая таблица дает приблизительное представление о вероятных изменениях социальных расходов, как доли от ВВП, при условии, что законодательство о социальном обеспечении в развитых странах останется неизменным:

Изменение расходов, связанное со старением населения, в % от ВВП.

 2000
(в % от ВВП)
Рост пенсион. Платежей
(% от ВВП)
Рост расходов в медицине
(% от ВВП)
Общий рост
(% от ВВП)
Германия24,05,01,46,4
Испания21,37,91,79,6
Франция26,53,81,75,5
Италия24,20,31,92,2
США7,61,87,29,0

По данным: Congressional Budget Office (2002,2003);Economic Рolicy Committee (2003)

Отсюда вытекает вопрос о том, как бюджет может справиться с подобной проблемой. Кроме снижения расходов на величину их потенциального роста, может быть предложено увеличение доходов бюджета или больший дефицит. И хотя не имеется эмпирических доказательств связи между величиной бюджета и изменением цен или процентных ставок ( Han/Mulligan 2002 ), это не так в случае дефицитного финансирования. Исторический опыт показывает, что чем больше финансовая нагрузка, которую государство должно взвалить себе на плечи, тем более социально ориентированная политика будет стремиться обойти напряженность, возникающую при снижении расходов или повышении доходов бюджета, за счет увеличения дефицита. Поэтому, рассматривая долгосрочные тренды инфляции, мы должны внимательно учитывать корреляцию между повышательным давлением на цены и дефицитом бюджета, в связи с высокой вероятностью последнего, по крайней мере в период очень быстрого старения населения.

В частности, в начале 1980х происходили серьезные академические дискуссии о корреляции между бюджетным дефицитом и инфляцией. Sargent и Wallace (1981), например, представили монетаристскую модель, которая привела их выводу, что если:

  1. Процентная ставка выше, чем темп роста ВВП.
  2. У национального бюджета наблюдается первичный дефицит (фискальный баланс без учета процентных платежей).
  3. Способность частного сектора по поглощению государственных облигаций ограничена.
Тогда единственной альтернативой для центрального банка будет монетизация государственного долга или немедленно, или позже; а сопутствующая инфляция неизбежна. Это происходит потому, что комбинация пунктов 1) и 2) означает, что в некоторый момент соотношение долга и ВВП должно стать бесконечным; а из пункта 3) следует, что оно достичь бесконечности не сможет, так как в некоторый момент частный сектор перестанет финансировать правительство. Единственный способ избежать этого – скачок цен, чтобы сохранить соотношение долга и ВВП ниже критического уровня. Таким образом в долгосрочной перспективе, даже независимый центральный банк сталкивается с дилеммой или допустить суверенный дефолт, или произвести монетизацию скачка цен. Поэтому Sargent и Wallace описали смешанную монетарно-фискальную политику, которую однако нельзя применять в долгосрочной перспективе.

Но сейчас предположения данной модели рассматриваются как слишком строгие, они были подвергнуты справедливой критике еще в Darby (1984). Тем не менее, более мягкая формулировка результатов модели все равно применима в аналитических целях: Совпадение монетарной политики с денежной экспансией при процентной ставке ниже темпа роста номинального ВВП и длительного бюджетного дефицита создают чрезвычайно благоприятные условия для усиления истинной инфляции.

В США мы видим, что весь период высокой инфляции в 1970 годы наблюдалось совпадение обоих условий, а в период дефляции с 1979 года процентная ставка была существенно выше, чем темп номинального роста ВВП. И хотя этот разрыв заметно снизился к концу 1990х, в это время наблюдался бюджетный профицит. Итак, если некоторая процентная ставка позволяет (опосредованное частным сектором) финансирование центральным банком бюджетного дефицита, тогда и работники и фирмы имеют больше возможностей повышать цены, что, по нашему предположению, означает риск повышенной инфляции.

ВвБ | Ind | << 7 >>