На главную страницу
Вернуться в
Библиотеку
Содержание<< 3 >>
Библиотека

Инструменты

Все Страховщики

Рейтинги

Доп.Инфо

Законодательство

Ссылки.

Советы

Магазин

Написать
 

 

2. Как страховщики создают доход (стоимость) для акционеров.

Акционеры страховой компании предоставляют рисковый капитал, который последняя инвестирует от их имени в финансовые активы. Это означает, что акционеры теряют прямой контроль над своим капиталам и вдобавок подвергают его страховому риску. Более того, из-за специфики регулирования и налогообложения в страховании, их инвестиционные возможности дополнительно ограничиваются. Заключение договоров страхования – единственный способ, который может создать дополнительный доход для акционеров сверх того, что им будут компенсирована стоимость потери гибкости в управлении капиталом. Однако, эта дополнительная стоимость капитала, которая характерна для финансовых посредников, не замечается в традиционной бухгалтерской практике и в стандартной корпоративной финансовой теории.

2.1. Страховщики – финансовые посредники, зарабатывающие на обязательствах.

В отличие от промышленных компаний, страховщики не прибегают к финансовому рычагу для финансирования новых бизнес возможностей. Им приходится использовать финансовый рычаг, поскольку возникновение рычага – неотъемлемая составная часть их операций. Страховщики заимствуют деньги (страховые премии) выпуская долги в виде страховых полисов, по которым кредитор (страхователь) получает финансовую компенсацию, если происходит некоторое событие, о наступлении которого нельзя говорить с определенностью. У платежа, который обязуется осуществить страховщик, может быть неизвестно и время, и сумма.

При “производстве” договоров страхования страховщики опираются на диверсификацию и финансовый рынок. Путем объединения договоров, которые не являются совершенно коррелированными, достигается большая предсказуемость агрегативных убытков. Путем инвестирования части полученной премии в финансовые активы страховщики получают возможность генерировать будущие финансовые потоки, необходимые для осуществления ожидаемых выплат. Таким образом, страховщики – финансовые посредники работающие с обязательствами: они создают финансовые контракты, т.е. страховые полисы, и используют финансовые рынки, чтобы закрыть лаг между сегодняшними премиями и завтрашними выплатами.

Другая отличительная черта страховщиков – то что они должны иметь рисковый капитал. Хотя объединение рисков уменьшает неопределенность, тем не менее могут возникнуть непредвиденные убытки, потенциально подвергающие опасности возможность страховщика исполнить свои обязательства. Это тревожит страхователей и регулирующие органы, особенно потому, что страхование приобретается, чтобы покрыть непредвидимый риск. Более того, в отличие от держателей облигаций, которые легко могут снизить свою подверженность кредитному риску путем покупки сильно диверсифицированного портфеля облигаций различных эмитентов, полисодержатели в общем случае не могут эффективно (с точки зрения затрат) избежать риска дефолта со стороны страховой компании. По этой причине полисодержатели оказывают свое доверие одной или нескольким страховым компаниям, и поэтому оказываются весьма чувствительны к финансовой состоятельности страховщика, которая определяется рейтингом, присвоенным страховщику рейтинговыми агентствами и надзорными органами. Страховщики удовлетворяют эту потребность страхователей в надежности, обладая рисковым капиталом, который выступает буфером при непредвиденных убытках.

2.2. Создание стоимости в страховании.

Страхование рассматривается как дешевый
источник для наращивания инвестируемых
фондов. Результат страховых операций подобен
уплате процентов за пользование фондами.

Merrill Lynch. Июнь 2000.

Баланс страховой компании показывает в первую очередь, что инвестиции в финансовые активы уравновешивают страховые обязательства и рисковый капитал предоставленный акционерами. Таким образом, страховая компания оказывается подобна инвестиционному фонду с рычагом, в котором долг возник путем продажи страховых полисов, а не через заимствования на рынке капитала. ( Инвестиционный фонд с рычагом – инвестиционный фонд, который финансирует приобретение активов частично за счет капитала участников, а частично – за счет выпуска долга. ) Однако, у страховой компании имеется два отличия от инвестиционного фонда: конкурентная слабость при инвестировании и конкурентное преимущество при наращивании фондов.

Со стороны инвестиций, страховая компания проигрывает в сравнении с инвестиционным фондом. Она менее гибка и работает в много менее выгодной налоговой и регуляторной обстановке, чем инвестиционный фонд. Например, в отличие от инвестиционного фонда, акционеры страховой компании на большинстве рынков вынуждены дважды платить налог на инвестиционный доход, полученный при инвестировании их рискового капитала. В первый раз этот доход облагается налогом как прибыль страховщика, а во второй раз – как дивиденды акционерам. Это означает, что страховой компании трудно создавать экономический доход при инвестировании фондов.

И наоборот, страховщик имеет возможность создавать доход, заимствуя средства на много менее эффективном страховом рынке, а не на финансовом. Неэффективность страхового рынка позволяет страховой компании наращивать фонды, продавая полисы по цене значительно выше их экономической себестоимости, т.е. цены их “создания”. Действуя таким образом, она создает прибыль.

Но почему страхователи желают платить за полисы больше, чем они стоят при создании? В принципе, они могут объединиться в пулы сострахования и без участия страховой компании. Однако, создание такого пула имеет высокую стоимость и договор страхования оказывается эффективным средством снизить эти издержки. И до тех пор, пока покупка полиса в страховой компании остается дешевле, чем создание пула, страхователи предпочитают платить страховую премию, превосходящую себестоимость полиса.

Стоимость компании для акционеров состоит из реального компонента (чистые активы) и нематериального компонента (франшизная стоимость – величина экономической прибыли от будущего бизнеса)Рыночная стоимость активовЭкономическая оценка обязательств
 
 
Франшизная стоимость.Рыночная стоимость компании
Чистые активы 

Способность страховщика создавать доход отражается в его франшизной стоимости. ( Здесь “франшизная” происходит скорее не от “франшиза”, а от “франчайзинг”. ) Если бы страховщик мог продавать страховые услуги лишь по себестоимости, то его рыночная капитализация совпадала бы с величиной чистых активов. Однако, акции страховых компаний обычно продаются по цене превышаюшей цену, соответствующую стоимости чистых активов. И превышение рыночной капитализацией величины чистых активов, называемая франшизной стоимостью, отражает ожидание инвесторов относительно способности страховщика создавать доход при продаже новых договоров страхования. Это напоминает нам, что акционеры ожидают, что инвестиции в страховые компании будут приносить им доход.

ВвБ | Ind << 3 >>