На главную страницу
Вернуться в
Библиотеку
Содержание<< 2 >>
Библиотека

Инструменты

Все Страховщики

Рейтинги

Доп.Инфо

Законодательство

Ссылки.

Советы

Магазин

Написать
 

 

1.1 Почему экономическая стоимость?

Традиционные показатели, такие как, например, Доход на Акцию (EPC) легко могут быть подправлены изменением учетной политики; они к тому же не учитывают рисков и изменения цены денег во времени. Более того по нашему мнению они не помогают инвесторам понять сложный процесс создания капитала. Рост потерь капитала может наблюдаться одновременно с ростом EPC.
Credit Suisse First Boston, август 1997.

О менеджерах обычно судят по их способности создавать доход и капитал для собственников компании, которой они управляют. Это справедливо ныне и было верно в прошлом. Однако, в последние годы данная тема вновь стала предметом общего внимания.

Дискуссия, ставшая результатом повышенного внимания, сосредотачивается скорее на том как измерять стоимость (компании), а не на том можно ли измерить ее вообще. И страховая отрасль, и включающая ее в себя финансовая отрасль, до недавних пор всецело полагались на бухгалтерские способы оценки активов и обязательств. Однако, наблюдается возрастающий дискомфорт при использовании подобных способов измерения, поскольку многие теперь понимают, что эти способы не позволяют отразить истинную стоимость компании.

С экономической точки зрения активы должны оцениваться по рыночной стоимости, а исходящие денежные потоки, соответствующие обязательствам, должны учитывать временной аспект стоимости денег, как это положено правилами наилучших оценок. Игнорирование этих принципов равнозначно сокрытию важной экономической информации. Во-первых, искусственные способы оценки будут маскировать реальный уровень дохода, создаваемого компанией, который является самой важной вещью для акционеров. Например, обязательства по имущественному страхованию часто оцениваются по номиналу, без учета влияния процентных ставок. Во-вторых, искусственные методы оценки могут ввести менеджмент в заблуждение относительно рисков, связанных с основными экономическими параметрами. Заметьте, что использование произвольных дисконтных ставок может скрыть тот факт, что страховые обязательства теоретически подвержены существенному риску процентной ставки. Кроме того, многие методики учета оценивают активы и обязательства консервативно, что приводит к возникновению скрытых резервов. А это уже прямое приглашение к использованию одной из наиболее распространенных бухгалтерских косметических уловок: сглаживание результатов путем игры со временем реализации скрытых резервов, сопровождаемой возникновением дополнительных прибылей; что приводит к тому, что показываемые результаты не отражают текущее положение вещей. Другие методики учета, например US GAAP, намеренно вводят сглаживание возникающей прибыли, чтобы ограничить диапазон манипуляции уровнем резервирования. Тем не менее, сглаживание скрывает реальную волатильность и реальные экономические условия для рассматриваемой компании. Это может временно замаскировать возникающие трудности и помещать осуществить корректировочные меры, пока это еще возможно. Еще один недостаток бухгалтерских методик – отличия некоторых деталей в принципая учета в разных странах, или даже в разных отраслях, что делает практически невозможным сравнение работы компаний из разных стран или отраслей.

Эти недостатки не были критичны, пока (страховая) отрасль оставалась высокоприбыльной и стабильной, однако их влияние возрастает по мере роста конкуренции и нестабильности. Эти изменения требуют снижения терпимости к ошибкам при принятии финансовых решений. Более того, усложнение продукта, предлагаемого страховщиками, требует в настоящее время более продвинутых способов измерения стоимости.

Эти проблемы не остались незамеченными профессионалами учета. В частности Комиссия по Международным Стандартам Учета (IASB) разрабатывает в настоящее время новый стандарты для страховщиков, основанные на экономическом понимании стоимости фирмы. (см. Insurance Issues Papers на сайте www.iasc.org.uk )

Также не было недостатка в попытках преодолеть эти затруднения со стороны актуариев или консалтинговых фирм, пытавшихся использовать стандарты банковского учета. В страховании жизни пытаются обеспечить экономический взгляд путем использования метода “вставленной” стоимости. (Метод “вставленной” стоимости оценивает стоимость избыточных резервов путем дисконтирования будущей прибыли от имеющихся договоров, рассчитанной по определенному законом методу. ) Однако, хотя “вставленная стоимость” обращается к крупнейшей проблеме в выявлении скрытых резервов, сам по себе метод базируется на неэкономических принципах. (См. Секцию 4.) В страховании не-жизни для преодоления бухгалтерских ловушек предлагалось использовать метод RAROC ( RAROC = Risk Adjusted Return on Capital. Этот способ измерения стоимости фирмы берет в расчет будущие доходы страховой компании или банка, вносит поправку на риск и соотносит с использованным капиталом. ) или его вариации. Эти методы являются более или менее прямой экстраполяцией методик из стандартных корпоративных финансов. Однако стандартный инструментарий финансового анализа, который разрабатывался для промышленных компаний, не вполне применим при анализе страховой деятельности. Как следствие, все эти методы одинаково неприемлемы в страховании.

Неадекватность стандартного инструментария анализа корпоративных финансов вызвана особенностями страхового бизнеса, и эта тема стала предметом пристального внимания в последние годы. (См. Froot & Stein, 1998; Merton, 1993; Merton & Perold, 1999.) Специфическая роль капитала – буфер от непредвиденных убытков; а также неэффективность его использования в страховой компании, связанная с регулированием, налогообложением и т.п., требует более тщательного анализа. Существенная часть наших размышлений будет посвящена детальному анализу этих вопросов.

1.2. Структура документа.

В этой публикации определяется понятие экономической стоимости в контексте страхования, и предлагается практическая методика измерения и управления созданием стоимости. Секция 2 описывает процесс создания стоимости фирмы для страховщиков. Используя аналогию с инвестиционным фондом с рычагом, определяется цена себестоимость капитала для страховщика. Показывается, что стоимость страховщика создается в основном путем создания страхового продукта и эффективного управления себестоимостью капитала, а не при инвестиционной деятельности.

Для практиков в секциях 3 и 4 предлагается работающая методика оценки экономической стоимости фирмы. Эта методика иллюстрируется примером. Секция 3 показывает как измерить экономическую стоимость страховых обязательств. А секция 4 показывает как составить экономический баланс и отчет о доходах и расходах. В этой главе также выделяются три основные функции (функциональные подразделения) в страховой компании: создание страхового продукта; управление капиталом и риском; управление активами. В частности, там описывается как может быть оценен ход дел в каждой из этих сфер. Кроме того читателю предлагается сравнение нашей методики с RAROC и методом “вставленной” стоимости.

В Секции 5 обсуждается то, как эта методика может использоваться при выборе направления развития бизнеса; выделяя важность управлением стоимостью фрикционного капитала.

Для заинтересовавшихся читателей предлагается список избранной литературы.

ВвБ | Ind << 2 >>