ВвБ | Страницы: 1 2 3 |
Библиотека
|
СУЮНОВА МАДИНА МУХАРБИЕВНА Российский рынок страховых услуг и его государственное регулирование в условиях трансформируемой экономикиАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Специальность: 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами.Москва - 2001 Работа выполнена на кафедре теории и практики государственного регулирования рыночной экономики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.Общая характеристика работыАктуальность темы исследования. Рыночные преобразования в экономике России вызвали коренное изменение роли и места страхования в системе мер, обеспечивающих безопасность хозяйствующих субъектов, населения и российского государства в целом. Развитие отечественного страхового рынка стало одной из важных задач экономического реформирования страны. Ее решение способно во многом обеспечить непрерывность общественного воспроизводства.Система воздействия на страховой рынок со стороны государства в России до сих пор окончательно не сформировалась. Неустойчивость этой системы вызвана не только внутренними факторами его развития, но и является прямым следствием макроэкономических процессов, наблюдаемых в реформирующейся экономике страны. Актуальность темы исследования предопределена также незавершенностью разработки теоретической основы страхования вообще и выявления его особенностей в России, в частности.Важно подчеркнуть особый характер внешней сферы развития российского рынка страховых услуг. В условиях переходного периода полного осознания необходимости страхования у российского населения еще нет. Оно носит фрагментарный характер. Общественная потребность в этом виде услуг значительна, но организационно она лишь начинает формироваться. Очевидно в этом одна из причин односторонности, а следовательно, и шаткости государственной политики в области страхования. Между тем для России к концу XX века сложилась критически низкая степень защищенности по основным рискам. Об этом свидетельствует степень развития страхового рынка, то есть отношение совокупной страховой премии примерно 100 млрд. руб. к ВВП страны. По итогам за 1999 г. она была на уровне 2,2%. В развитых странах этот показатель составляет не ниже 8-10%.Известно, что все инструменты снижения рисков (страхование, социальные программы, формирование резервов и чрезвычайных фондов предприятий) покрывают в России всего лишь 10% рисков, которые страхуются в развитых странах. Незащищенность по основным группам рисков влечет за собой существенные бюджетные затраты по ликвидации последствий стихийных бедствий, оказанию социальной поддержки гражданам. Незрелость российского страхового рынка -- один из факторов слабости инвестиционного климата и общих условий экономической деятельности. Страховой рынок в России страдает низкой капитализацией. Операторы рынка несостоятельны, как с финансовой точки зрения, так и в профессиональном отношении. Лишь за 1998 и 1999 гг. были лишены лицензии и исключены из государственного реестра. K концу 90-х г.г. 860 компаний. К 2000 году было зарегистрировано 1500 страховых компаний, из которых реально работают только 1270. В течение 2000 года с рынка ушли еще около 500 страховщиков. Ничтожны официальные объемы долгосрочного страхования жизни.Существующие правовые рамки проведения страхования и система государственного регулирования в этой сфере не обеспечивают достаточных стимулов для расширения масштабов страхования и особенно - страхования жизни. До сих пор существует низкое недоверие населения к отечественным финансово-страховым инструментам, особенно, когда речь идет о долгосрочных вложениях. Преодоление неразвитости сферы страхования и незавершенности его государственного регулирования превращается в России в проблему общегосударственную. Между тем, рынок страховых услуг может выступать в качестве важного стабилизирующего фактора экономики. (В. Демченко, А Свиридова. “Страхование у нас станет крупным бизнесом”; Время МН №114 (501) 25 июля 2000 г., С5.: “Если российская банковская система так и не нашла в себе сил на сколько-нибудь успешное развитие после кризиса, приведшего к целому ряду банкротств крупных системообразующих банков, то о страховых компаниях этого сказать нельзя: в отличие от банков, страховшики не прекратили свои выплаты и в полной мере выполнили свои обязательства перед клиентами, сохранив доверие клиентов”.) Вышеуказанное позволяет признать актуальность данного диссертационного исследования.Степень разработанности темы. В отечественной экономической литературе организация страхового дела и технология страхования изучались С.А.Ефимовым, А.П.Плешковьш, В.А.Суховым, В.В.Шаховым, А.К.Шиховым, Историческое развитие и теория страхования нашли свое отражение в трудах К.Г.Воблого, Б.Г.Данского, К.Маркса, В.И. Ленина, В.К.Райхера, М.И.Рейтмана, М.И.Туган-Барановского. Исследования ряда важных вопросов государственного регулирования рынка страховых услуг было бы невозможным без углубленного ознакомления с работами зарубежных исследователей таких, как: Дж.М.Кейнс, П.Самуэльсон, М.Фридмен, С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи, Д.Норта; а также современных российских исследователей государственного регулирования трансформируемой экономики, ее устойчивости и безопасности, в частности внешнеэкономической: В.И.Кушлин, А.Н.Фоломьев, В.И.Чалов, Ю.В. Яковец, Н.А. Волгин. Э.А. Трязнов, и ряд других. Вместе с тем, многие аспекты рынка страховых услуг и его государственного регулирования в теоретическом и методологическом плане исследованы недостаточно. Многообразие различных аспектов страхования, актуальность поиска новых подходов к решению проблемы эффективности государственного регулирования рынка страховых услуг обуславливает важность проведения дальнейших научных исследований в этом направлении. Этим обуславливается выбор темы, целей, задач, объекта диссертационного исследованияЦель и задачи исследования. Главная цель диссертационной работы предопределяется раскрытой выше актуальностью: определить главные направления развития и особенности российского рынка страховых услуг как важной сферы хозяйственной деятельности и институциального фактора экономического роста, а также социально-экологической устойчивости Российской Федерации. Показать на этой основе пути совершенствования структуры и механизма государственного регулирования страхования, в том числе на региональном уровне. В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
Объект исследования. В соответствии с поставленной целью, объектом исследования является российский рынок страховых услуг и механизм его государственного регулирования. Предметом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся между субъектами рынка страховых услуг в условиях трансформируемой российской экономики.Методы исследования. Все вышеизложенное предопределило применение в диссертационном исследовании методов анализа и синтеза, являющихся, в свою очередь, составной частью метода материалистической диалектики. Информационной базой работы послужили отечественные и зарубежные разработки по проблемам функционирования рынка страховых услуг, законодательные и нормативно-правовые документы Российской Федерации. Также в исследовании были использованы ряд положений, содержащихся в Ежегодном Послании Президента РФ, статистические материалы и результаты непосредственных наблюдений и практических разработок автора.Теоретическая значимость диссертации состоит:
Таким образом, при осуществлении комплексного подхода определено, что генезис и природа категории "страхование" отличаются многоаспектным характером. С учетом вышеотмеченного, по мнению диссертанта, к научным результатам диссертационной работы можно отнести следующие:
Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты научного исследования воплощены в конкретные рекомендации и предложения по формированию эффективной системы государственного регулирования рынка страховых услуг в условиях рыночных преобразований, показана очевидность перспективы роста этого рынка и усиления его значения в экономическом и социальном развитии России. Теоретические и практические выводы могут быть рассмотрены и использованы Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ, региональными инспекциями страхового надзора и другими государственными органами при разработке ведомственных нормативных актов, относящихся к регулированию российского страхового рынка, особенно по вопросам, касающимся его значения, как фактора экономической и социально-экологической безопасности, а также укрепления устойчивости экономики России. Концептуальные положения исследования могут быть использованы при преподавании спецкурса “Государственное регулирование национальной экономики” в РАГС при Президенте РФ.Апробация работы. Предлагаемые в диссертации подходы к решению проблем государственного регулирования страхового рынка были предложены вниманию участников круглого стола в Интернет -дискуссионном клубе Департамента страхового надзора Минфина РФ (ноябрь - декабрь 2000г.). Выводы и практические результаты нашли отражение в публикациях и выступлениях автора на тематических совещаниях кафедры теории и практики государственного регулирования рыночной экономики РАГС при Президенте РФ, а также на совещании по вопросам экономического развития в Комитете экономической политики Народного собрания Карачаево-Черкесской Республики (сентябрь 2000 г.) Структура диссертационного исследования определяется его целью и задачами. Оно состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и указателя литературы. В текст диссертации включены таблицы, схемы и графики.Основные положения работы.Во введении обоснована актуальность диссертационного исследования и важность избранной темы, сформулированы цели и задачи, определены объект и предмет исследования, раскрыты его теоретические и методологические основы, представлена научная новизна. В первой главе автором предпринята попытка исследовать развитие теоретических основ, касающихся категорий “страхование” и “рынок страховых услуг”, а также найти в процессе рассмотрения этих вопросов доказательства объективной необходимости государственного регулирования страховой деятельности.Автором подчеркивается, что краеугольным камнем в исследовании теоретических основ страхового дела является концепция разделения рисков. При этом признается аксиомой, что риск -- это гипотетическая возможность наступления ущерба. В диссертации допускается правильность измерения риска математическим путем с помощью теории вероятности и закона больших чисел. С учетом этого диссертант обосновывает мнение, что во-первых, потребность в страховании вызывает фактор риска и необходимость покрытия возможного ущерба в результате проявления этого фактора, и, во-вторых, что в процессе познания природы и общества любая человеческая деятельность может защищаться с помощью страхования. Суть теории страхования состоит в том, что страховое событие не является объектом страхования. Этим объектом выступает риск, который может произойти, а может не произойти. Следовательно, риск -- это единственное случайное событие, которое наступает вопреки воле человека. Он возникает в силу случайных событий или явлений, по поводу которых возникает страховое отношение. Теория страхования дает следующее объяснение страхования как категории, которая представляет собой “систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых денежных средств и их использование на возмещение ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях (рисках), а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни”. (Шахов В.В. Страхование. М.: ЮНИТИ, 2000 - 311с. С. 14.)Опираясь на сделанный во вводной части вывод о том, что категория “страхование”, представляет собой предмет прежде всего финансовой науки, но в то же время находится на стыке нескольких наук, в том числе социальных, автор диссертации предлагает признать страхование социально-экономической категорией. Такой подход, как показано в диссертационном исследовании, помогает дать более обоснованную видовую .классификацию страхования, глубже раскрыть, с учетом зарубежного опыта, структуру страхового рынка, а также процесс диверсификации страхового продукта. Это особенно важно для условий реформирования экономики России. |