На главную страницу
ВвБ | Ind | << 17 >>
Библиотека

Инструменты

Все Страховщики

Рейтинги

Доп.Инфо

Законодательство

Ссылки.

Советы

Магазин

Написать
 

 

Однако, остается вопрос, в какой мере недостаток рабочей силы в развитых странах может быть уравновешен большим использованием капитала. Информационные технологии уже упростили процесс создания и передачи знаний. Навыки, которые ранее могли быть накоплены лишь путем многолетнего опыта, могут быть ныне частично заменены использованием аналитического программного обеспечения. Исследования проведенные в Японии, показывают, что действительно существуют возможности по замещению труда реальным капиталом. Эти исследования показывают, что инвестиции в IT могут служить реальной заменой труда молодых, наименее квалифицированных, работников; и демонстрируют, как недостаток рабочей силы, в первую очередь в наиболее неквалифицированной части, может быть заменен вложением реального капитала. Данные возможности замещения не столь очевидны в других областях. Следовательно, нужно предположить, что будет наблюдаться растущий недостаток высококвалифицированной рабочей силы, несмотря на растущее использование капитала. Поскольку этот фактор производства выглядит очень подвижным (с географической точки зрения) в ближайшие десятилетия мы вероятно будем наблюдать рост конкурентной борьбы за высококвалифицированных работников.

Формирование человеческого капитала: Риск и Прибыль.

Решения потребителя по поводу продолжения образования, работы и отдыха, как и решения по поводу потребления и накопления, принимаются в основном на основе индивидуальных предпочтений в отношении свободного времени и склонности к риску, а также более-менее объективно определяемой величиной рыночного риска при инвестировании в человеческий капитал.

В принципе, инвестирование в человеческий капитал означает больший систематический риск, чем финансовые или реальные инвестиции. Профессиональная подготовка и высшее образование (по причине недостатка времени) значительно менее диверсифицируемы, чем финансовые инвестиции; также они гораздо менее заменяемы, чем финансовые инвестиции. (т.е. один вид знаний не заменяет другой) В то время как, финансовый рынок предлагает множество инструментов для хеджирования риска, никаких инструментов для хеджирования риска потери или снижения заработной платы, которым подвержено частное лицо, инвестирующее в определенную форму человеческого капитала, нет.

При прочих равных, риски при формировании человеческого капитала будут снижаться с ростом продолжительности жизни и продолжительности активной трудовой жизни, а также с ростом доли государства в научных исследованиях, создании и применении новых технологий, производстве и маркетинге товаров, ориентированных на будущее. В тоже время чистая стоимость капитала, возникшего при обучении, равная разности суммарным приростом заработной платы и затратами на обучение, растет так же как снижаются риски. Размер дополнительного дохода (и макроэкономического, и микроэкономического) зависит также от образовательной и трудовой политики государства, а кроме того от устройства пенсионной системы и системы социальной защиты. Чем больше потенциальный прирост дохода, тем больше заинтересованность в инвестировании в человеческий капитал.

Эмпирические исследования показывают, что выгода от инвестиций в человеческий капитал и для частного лица, и для экономики в целом будет тем больше, чем менее развитой является страна, не зависимо от рассматриваемого уровня образования. Поскольку существует государственное субсидирование образовательной системы выгода потребителей образовательных услуг всегда больше, чем выгода для экономики в целом. (Индивидуальная выгода рассчитывалась как разность прироста в доходах и затрат на обучение, а выгода для экономики есть сумма индивидуальных величин минус государственные и институциональные затраты на образование.) Как и следовало ожидать, и в развитых и в развивающихся странах, выгода от начального образования максимальна, но в тоже время выгода от высшего образования существеннее, чем от среднего.

 Для частных лицДля экономики в целом
Начал.Средн.Высш.Начал.Средн.Высш.
Страны ОСРЕ13,411,311,68,59,48,5
Европа, Средний Восток, Северная Африка13,813,618,815,69,79,9
Азия20,015,818,216,211,111,0
Латинская Америка26,617,019,517,412,912,3
Африка южнее Сахары37,624,627,825,418,411,3
Мир в целом26,617,019,018,913,110,8

Однако нужно отметить, что знания и умения, как и оборудование, составляющее физический капитал, постоянно теряют свою стоимость, что связано с применяющимися технологиями (применимость знаний), технологическим прогрессом (устаревание знаний), и течением времени (забыванием и потерей не используемых навыков), а также изменением оценки этих знаний рынком. Этот феномен также уменьшает выгоду от инвестирования в человеческий капитал. Но чем выше конкуренция на рынке труда, тем больше стремление людей сохранять и увеличивать свой человеческий капитал, путем дополнительного обучения и профессиональной подготовки.

ВвБ | Ind | << 17 >>