На главную страницу
ВвБ | Страницы: 1 2 3
Библиотека

Инструменты

Все Страховщики

Рейтинги

Доп.Инфо

Законодательство

Ссылки.

Советы

Магазин

Написать
 

 

Успешный опыт функционирования системы космического страхования за рубежом показал, что совокупные экономические показатели данного сегмента страхового рынка заметно увеличиваются из года в год с учетом сатисфакции экономических интересов ее основных субъектов - государства, участников космической деятельности и страховщиков. Однако, специфические особенности отечественных космических технологий и соответствующих рисков в условиях развивающегося страхового рынка России предполагают существование объективных и субъективных причин, которые значительно сдерживают развитие рынка космического страхования. К ним относятся:

  • процессы реорганизации космической отрасли России, которые не позволяют закрепить статус участников космической деятельности (функциональная принадлежность, подчиненность, степень самостоятельности, ответственности и т.д.);
  • тяжелое финансовое положение отечественных участников космической деятельности и низкий уровень страховой культуры, которые заметно ограничивают страховое поле, снижая тем самым спрос на страховые продукты;
  • отсутствие полноценной законодательно-правовой базы в системе космического страхования, не позволяющее организовать ее эффективную страховую защиту в комплексе;
  • отсутствие у российских страховщиков практического опыта страхования космических рисков и специалистов соответствующей квалификации, которые в состоянии адекватно идентифицировать и оценить риск, разработать под него страховой продукт с учетом специфики космического проекта и пожеланий клиента, а также обеспечить требования финансовой устойчивости страховых операций, заметно снижающее емкость отечественного рынка космического страхования;
  • незначительная емкость рынка космического страхования в России, а также отсутствие у отечественных страховщиков адекватных финансовых возможностей принимаемым на страхование рискам;
  • отсутствие сложившейся инфраструктуры системы космического страхования, которая необходима для адекватной оценки риска и оптимального его размещения на страховом рынке.

Разрешение данных проблем обуславливается необходимостью защиты отечественного рынка космического страхования в условиях конкуренции со стороны зарубежных страховщиков с начала 1999 г.

Исследование проблем совершенствования отечественной системы космического страхования объективно потребовало проведения всестороннего анализа ее развития. Практическое осуществление анализа в значительной степени затруднено в силу высокого уровня конкуренции на российском рынке страхования космических рисков. С одной стороны, значительные по размеру страховые тарифы и страховые суммы при относительно "благоприятных" качественных характеристиках космических рисков по сравнению с западными аналогами предполагают возможность продуктивно осуществлять страховые операции. А с другой - выход отечественных космических технологий на зарубежный рынок космической продукции и услуг позволяет прогнозировать устойчивый спрос на страховые продукты. Кроме того, осуществление первичного андерайтинга космических рисков является достаточно прибыльным видом страхового бизнеса. В результате, это побуждает отечественных страховщиков оперативно перекрывать наиболее перспективные "ниши" распространения страховых продуктов и сближаться с ведущими российскими космическими корпорациями.

Начало страхования космических рисков в России было положено в 1991 г., однако, активные страховые операции стали проводиться только начиная с 1993 – 94гг. В настоящее время емкость отечественного рынка космического страхования составляет ориентировочно $40 млн. в год без учета перестрахования за рубежом. Низкий уровень финансовых возможностей страховщиков (не более $10 млн. по одному космическому риску) в условиях развивающегося отечественного страхового рынка, отсутствие развитой страховой инфраструктуры, соответствующего правового обеспечения, а также квалифицированных специалистов в области космического страхования обуславливает наличие негативных тенденций в развитии страхования космических рисков в России. В большей степени это проявляется: во-первых, в оттоке значительных финансовых ресурсов за рубеж посредством перестрахования; во-вторых; преимущественном выборе зарубежных страховщиков при реализации космического проекта, финансируемом посредством западных инвестиций, который проявляется в том числе через механизм фронтирования; в-третьих, сложившаяся двухуровневая структура в значительной степени компенсирует отсутствие института посредников страховых правоотношений, но в тоже время способствует монополизации отдельных направлений космического страхования. К тому же развитие отечественной системы космического страхования во многом сдерживается низким уровнем страховой культуры потенциальных страхователей.

В целом система космического страхования в России сложилась пока только в первоначальном своем варианте. В настоящее время в рамках этой системы достаточно продуктивно обеспечиваются страховой защитой реализуемые космические проекты. Анализ перспективных отечественных космических программ дает основание прогнозировать устойчивый рост спроса на страховые продукты и, как следствие, предполагает необходимость дальнейшего развития рынка страхования космических рисков в России.

Третья группа проблем связана с поиском методов совершенствования отечественной системы космического страхования, а также разработкой практических рекомендаций по оптимизации страховых операций, проводимых в данном сегменте страхового рынка.

В результате комплексного анализа рынка космического страхования в России были определены основные направления его развития. Наличие некоторых объективных преимуществ у зарубежных страховщиков в условиях "открытого" страхового рынка, начиная с 1999 года, а также существенных недостатков, присущих отечественной системе космического страхования, обусловили необходимость ее структурной реорганизации. В целях решения данной проблемы в работе была разработана схема организационной структуры системы космического страхования. Предложенная схема позволит: во-первых, гарантированно принять космический риск на страхование на оптимальных условиях, а также эффективно распределить его с учетом финансовых возможностей отечественных страховщиков, сокращая при этом возможность его фронтирования; во-вторых, обеспечить гарантированное исполнение обязательств страховщиками при возникновении страхового ущерба путем усиления государственного контроля в лице генерального брокера, оптимизации процесса урегулирования убытков, а также информационной прозрачности страховых процессов в целом; в-третьих, совершенствовать нормативно-правовую базу страхования космических рисков, а также компенсировать недостаток квалифицированных кадров в данной области; в-четвертых, изыскать внебюджетные источники финансирования космической отрасли, сформировать и централизованно использовать фонды превентивных мероприятий с целью снижения потенциала реализации риска.

Исследование показало, что в рамках разработанной структуры системы космического страхования практическая реализация обязательных видов страхования будет осуществляться наиболее эффективно. Кроме того, в результате были выявлены новые направления использования страхования в качестве эффективного механизма для обеспечения гарантий инвестиций в космические проекты, а также с целью снижения негативных миграционных процессов, свойственных космической инфраструктуре. Адаптация зарубежного опыта в отношении обязательного страхования объектов наземной космической инфраструктуры в настоящих условиях является необходимой и актуальной, поэтому в работе были предложены условия страхования для целевых объектов наземной базы эксплуатации космодромов. Как показал анализ практики страхования космических рисков в России, в настоящее время существует комплекс проблем, связанных с практической реализацией страхования ответственности. Анализ возникающих при этом экономических взаимоотношений с точки зрения страхового права с учетом зарубежного опыта позволил обосновать перечень необходимых практических рекомендаций по комплексному решению данной проблемы.

Проблема финансового обеспечения системы космического страхования в настоящий момент является самой актуальной. С одной стороны, ограничение в размере 1-го процента расходов на страхование, соотносимого на себестоимость продукции, в соответствии с тем, что размеры страховых тарифов находятся в диапазоне 17 - 21% от стоимости космического проекта в целом, пагубно влияет на развитие системы космического страхования, в частности, и космических технологий в России в целом. Понимая то, что в данный момент в комплексе для всей экономики эту проблему не решить, в работе предложен компромиссный вариант, учитывающий специфику космических рисков. С другой стороны, во многом спорная необходимость экономического стимулирования страхователей и цедентов за безубыточность предполагает наличие эффективного механизма тантьемы, функционирование которого в условиях современной системы налогообложения практически нереализуемо. Кроме того, необходим дополнительный технико-экономический анализ практической реализации этого механизма с учетом специфики космических рисков, а также используемых форм перестрахования.

Специфика космических технологий предполагает наличие уникальных особенностей практически в каждом космическом риске, что требует разработки индивидуальной программы страхования. В этих случаях возникает необходимость разработки плана управления рисками на всех этапах реализации космического проекта. Данная проблема может быть рассмотрена в двух аспектах. Во-первых, с точки зрения потенциального носителя риска, что предусматривает анализ оптимального использования различных организационных форм страхового фонда в зависимости от качественных характеристик космического риска, присущих тем или иным этапам осуществления космической программы. Во-вторых, с точки зрения ограничения технического риска страховщика и обеспечения финансовой устойчивости проводимых им страховых операций посредством определения специфических особенностей тарифной политики и порядка формирования страховых резервов, а также использования различных форм перестрахования. Рассматривая эти аспекты совместно, в работе были выявлены особенности временных распределений космических рисков на различных стадиях реализации космического проекта, что позволило разработать конкретные предложения по оптимизации практической реализации комплексной страховой защиты космического проекта в целом, в том числе, проанализировать эффективность использования дополнительных технических резервов, фондов взаимного страхования и т.д. Как показал анализ, формирование резервов катастроф и колебаний убыточности необходимого размера и их наполнение возможно только в рамках страховых ассоциаций.

Всесторонне изучив проблему обеспечения финансовой устойчивости в отечественной системе космического страхования, был осуществлен комплексный анализ влияния на нее различных факторов. По его результатам были выделены те из них, воздействие которых в настоящее время можно частично ограничить или полностью нейтрализовать. Данная проблема во многом пересекается с вопросом обеспечения приемлемой нормы доходности по страховым операциям в космическом страховании. Приоритетный выбор в сторону увеличения доли собственного удержания (формирование дополнительных технических страховых резервов) по сравнению с фронтированием риска (получение перестраховочной комиссии) пока не получил своего развития и требует дополнительного анализа.

В силу специфики космических рисков объективно возникла необходимость разработки адекватных моделей оценки страховых тарифов по ним, что было осуществлено в рамках проведенного исследования. Сравнительный анализ полученных результатов оценки показал: во-первых, использование методик определения размера страховых тарифов, рекомендуемых федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, в отношении космических рисков не позволяет определить значения с достаточной степенью точности; во-вторых, сложившиеся в настоящий момент размеры страховых тарифов в отечественной системе космического страхования несколько завышены с учетом объема страхового покрытия.

Проблема обеспечения финансовой устойчивости страховых операций в системе космического страхования в настоящий момент, в основном, зависит от эффективности перестрахования. Возможность комплексного использования многоуровневой системы перестраховочной защиты, сочетающей в себе пропорциональные и непропорциональные формы, создает условия для оптимального размещения космического риска с учетом требований платежеспособности и финансовых возможностей страховых компаний. В этой связи в диссертации были предложены экономико-математические модели, позволяющие обосновать возможность эффективного использования той или иной формы непропорционального перестрахования в зависимости от качественных характеристик космического риска.

Основные положения диссертации и результаты исследования нашли свое отражение в следующих публикациях:
  1. Страхование рисков космической деятельности. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1998. (9,24 п.л.).
  2. Опасные венчурные проекты. (Проблемные вопросы страхования космических рисков в России). // Страховое ревю. 1998, № 4. – с. 18 – 27. (1,0 п.л.).
  3. Рациональное сочетание интересов. (Анализ зарубежного опыта страхования космических рисков). // Страховое ревю. 1998, № 5. – с. 3 – 9, № 6, - с. 11 – 16. (1,2 п.л.).
  4. Сущность, основные понятие и особенности космических рисков. // Финансы. 1998, № 6, - с. 49 – 55. (0,9 п.л.).
  5. Отечественный рынок космического страхования. (Анализ отечественного рынка космического страхования). // Страховое ревю. 1998, № 11. – с. 7 – 18. (1,1 п.л.).
  6. Особенности страховой защиты космической отрасли. // Страховое ревю. 1998, № 12. – с. 14 – 24. (1 п.л.).
Наверх | В начало
Hosted by uCoz