ВвНД |
Настоящая Концепция направлена на создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации.
1. Направления развития обязательного и добровольного видов страхования
При
существующем уровне платежеспособного спроса на услуги добровольного страхования
приоритетным является обязательное страхование, которое позволит создать страховую защиту
для потенциально рисковых групп населения, юридических лиц, а также значительно снизить
затраты государства на возмещение ущерба пострадавшим в результате стихийных бедствий,
аварий и катастроф.
В целях прекращения практики принятия нормативных правовых актов,
содержащих декларативные нормы об обязательности страхования, необходимо создать
законодательную основу обязательного страхования на территории Российской
Федерации.
Система обязательного страхования должна предусматривать эффективную защиту
имущественных интересов государства от стихийных бедствий, аварий и катастроф при
минимальных затратах бюджетных средств. Для этого необходимо провести инвентаризацию
соответствующих объектов, определить их стоимость, риски, от которых будет предоставляться
страховая защита, и формы страхования, а также изыскать источники осуществления страховой
защиты.
Обязательное страхование должно основываться на принципе формирования
страховых резервов для компенсации ущерба и возмещения убытков застрахованным лицам и иным
выгодоприобретателям и исключать финансирование мероприятий, направленных на сокрытие
фактов бесхозяйственности организаций, за счет средств страхователей.
Принятие
законодательных актов должно осуществляться на основе предварительной
финансово-экономической проработки, подтверждающей возможность решения проблем страховой
защиты в обязательной форме и на предлагаемых условиях. Основными направлениями развития
обязательного страхования являются: усиление контроля за проведением обязательного
государственного страхования, в том числе обязательного страхования; введение видов
обязательного страхования объектов, подверженных значительным рискам и убыткам, граждан
и юридических лиц, которым причинен существенный ущерб в результате стихийных бедствий,
аварий и катастроф (страхование ответственности владельцев транспортных средств,
страхование производственных объектов от аварий техногенного характера, страхование
имущества от пожаров и стихийных бедствий, страхование на случай причинения вреда в
результате крупных аварий при перемещении опасных грузов). В целях обеспечения страховых
выплат по обязательному страхованию могут создаваться централизованные гарантийные фонды
(страховые резервы).
Развитие предпринимательства предполагает осуществление
страхования ответственности при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг,
в результате которых может быть причинен вред третьим лицам, а также осуществление
страхования профессиональной ответственности врачей, риэлтеров, аудиторов, арбитражных
управляющих и др. Введение страхования ответственности отдельных категорий производителей
товаров и исполнителей работ (услуг) позволит осуществлять эффективный контроль за их
деятельностью, обеспечить защиту прав потребителей услуг, особенно в тех сферах народного
хозяйства, где отсутствуют четкие и эффективные механизмы государственного контроля и
надзора (например, при ипотечном жилищном кредитовании, приобретении недвижимости,
передаче ее в лизинг и залоге).
Развитие страхования благоприятно повлияет на
предпринимательскую активность граждан. В то же время привлечение инвестиционных ресурсов
в экономику потребует дальнейшего развития страхования финансовых и предпринимательских
рисков, развития страховых технологий в сфере промышленных, транспортных, строительных и
сельскохозяйственных рисков.
Основой рынка страховых услуг и резервом его развития
является добровольное страхование. Приоритетными направлениями в развитии добровольного
личного страхования должны стать страхование жизни и пенсионное страхование.
Страхование
жизни является важной сферой страхового дела, традиционным и постоянным источником
значительных инвестиционных ресурсов, способствующих успешному росту экономики.
Демографическая ситуация, характеризующаяся увеличением доли населения старших возрастных
групп, и переход на накопительную систему в пенсионном страховании, включающую
самостоятельное формирование гражданами своего пенсионного фонда, предполагают расширение
участия страховых компаний в осуществлении пенсионного страхования. Стимулом для развития
долгосрочного страхования жизни должно стать создание системы гарантий страхователям и
застрахованным гражданам в получении накопленных сумм по договорам страхования.
Помимо
ужесточения нормативных требований к финансовой устойчивости страховщиков должна быть
введена специализация страховых организаций, исключающая осуществление одним страховщиком
личного страхования (страхования жизни и пенсий) и имущественного страхования. В этих
целях должна быть разработана классификация видов страховой деятельности, должны быть
определены особенности организации и осуществления страхования жизни и пенсий. В целях
обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по отдельным видам страхования
страховщики могут объединяться в простые товарищества.
Развитие страхования жизни ведет
не только к специализации страховщиков, но и к созданию института актуариев и
необходимости законодательного установления основ актуарной деятельности, связанной с
расчетами страховых тарифов, страховых резервов, анализом и прогнозированием
инвестиционных программ.
Необходимо выработать меры по расширению сферы и объемов
добровольного медицинского страхования и добровольного страхования от несчастных случаев.
Указанные виды страхования должны стать важным элементом „социального пакета“,
предоставляемого работодателями своим сотрудникам. В связи с этим потребуется
совершенствование законодательства, регулирующего отношения при осуществлении этих видов
страхования, а также законодательства о налогах и сборах. Дальнейшее развитие добровольного
медицинского страхования требует формирования правовых основ с учетом специфики данного
вида страхования и совершенствования норм, регулирующих взаимодействие субъектов
медицинского страхования, особенности налогообложения операций по медицинскому
страхованию.
Важным направлением развития страхования является совершенствование системы
обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации. В первую очередь
необходимо перейти к страховому принципу в осуществлении данного вида страхования и иных
видов страхования, имеющих социальную направленность и дополняющих системы обязательного
социального страхования и социального обеспечения.
Страхование будет играть существенную
роль в пенсионной реформе. В перспективе предстоит сформировать законодательную основу
деятельности страховых организаций, являющихся элементом системы обязательного пенсионного
страхования. Участие страховщиков наряду с негосударственными пенсионными фондами в
обязательном пенсионном страховании с учетом специфики правового регулирования страхования
предполагает соблюдение установленных законодательством единых принципов деятельности
субъектов данной системы страхования.
3. Совершенствование налогообложения и регулирования страховой
деятельности
Необходимо продолжить дальнейшее совершенствование налогообложения
страховых операций. Режим налогообложения операций по долгосрочному страхованию должен
являться стимулом для формирования физическими и юридическими лицами эффективной защиты от
наиболее значимых рисков. Эти вопросы следует рассматривать на основе анализа практики
применения Налогового кодекса Российской Федерации и положений бухгалтерского учета и в
связи с переходом на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой
отчетности.
В перспективе следует включить в перечень социальных налоговых вычетов
затраты граждан при страховании ими наиболее жизненно важных имущественных интересов
(связанных с жизнью и здоровьем, владением, пользованием, распоряжением жилыми
помещениями и домашним имуществом). Целесообразно расширить перечень расходов организаций
по различным видам страхования ответственности, включаемых в затраты, принимаемые к вычету
при исчислении налога на прибыль организаций.
Одной из приоритетных задач развития
национальной системы страхования является совершенствование инвестиционной политики,
предусматривающей выработку и реализацию мер по созданию благоприятного инвестиционного
климата в стране, обеспечивающего расширение направлений инвестирования средств
страховщиков. В целях привлечения инвестиций для развития экономики страны и
предоставления страхователям возможности использования надежных форм сохранения их
сбережений, вложенных в страхование, целесообразно координировать направления вложений
финансовых средств страховых организаций с учетом видов страхования и сроков действия
договоров, устанавливать нормативы их вложений, разделять инвестиционные потоки на
страхование жизни и иные виды страхования, а также стимулировать долгосрочные
инвестиции. Порядок размещения средств, полученных в результате осуществления
обязательных видов страхования, а также личного страхования граждан, должен минимизировать
риски их инвестирования.
Проблемы развития страхового рынка должны стать объектом
внимания органов, осуществляющих контроль за страховой деятельностью на рынке страховых
услуг и антимонопольное регулирование. Для эффективного функционирования рынка страховых
услуг необходимо создать равные условия для осуществления деятельности всеми страховыми
организациями на территории Российской Федерации. В этих целях необходимо
обеспечить:
5. Совершенствование государственного надзора за страховой
деятельностью
Государственный надзор за страховой деятельностью в Российской Федерации
осуществляется на принципах законности, гласности, организационного единства надзора и
обеспечивает проведение единой государственной политики в области страхования. В сферу
государственного надзора за страховой деятельностью должны входить разработка планов развития
страхового бизнеса, анализ финансового положения учредителей (акционеров, участников,
аффилированных лиц) и их долей в уставном капитале страховой организации, порядок
реорганизации и ликвидации страховых организаций, их платежеспособность и
финансовая устойчивость. Указанные положения в полной мере отвечают международному опыту и
стандартам страхового надзора.
В целях совершенствования государственного страхового
надзора за деятельностью страховых организаций и иных профессиональных участников рынка
страховых услуг, а также защиты прав и интересов его субъектов необходимо осуществить
следующие меры:
/s/ Председатель Правительства РФ
М. Касьянов