ВвБ | Страницы: 1 2 3 |
Библиотека
|
Основу инвестиционных вложений страховых организаций по принятым правилам составляют государственные ценные бумаги (до 30%) и банковские ценные бумаги (до 40%). Только 10% страховых резервов
разрешается вкладывать в реальный сектор экономики. Государство, представляя себя или банки в качестве наиболее надежных и эффективных инвестиционных посредников, на самом деле решает вопрос привлечения
“дешевых” денег. Причем государственные заимствования через ценные бумаги (т.е. долговые обязательства) не только не надежны, о чем свидетельствовал кризис 1998 г., но и не гарантируют поступления этих
средств в национальную экономику.
Размещение страховых резервов в банковские ценные бумаги позволяет в достаточной степени реализовать принципы гарантированности и ликвидности только для краткосрочных страховых рисков, так как банки практически не занимаются долгосрочным привлечением средств с гарантированной доходностью. Кроме того, данное направление инвестиций не позволяет страховщикам в полной мере реализовать принцип прибыльности вложений. Для экономики страны такие инвестиции также являются неэффективными, так как осуществляются через самых дорогих посредников – банки. Именно по причине дороговизны кредитных ресурсов большинство банков занимаются краткосрочным кредитованием торговых и коммерческих операций, а также бюджетов разных уровней, и не могут удовлетворить потребности производственных предприятий в долгосрочных дешевых инвестициях. Вложение страховщиками средств в котируемые ценные бумаги в условиях текущего состояния фондового рынка нашей страны не удовлетворяет ни одному принципу размещения. Ввиду предельной узости фондового рынка как по количеству предлагаемых к продаже бумаг, так и по числу участников этого рынка, возвратность, ликвидность и прибыльность страховых резервов, размещенных на фондовом рынке, на практике зависит от поведения отдельных крупных игроков рынка (в том числе – государства), а не от фактического экономического состояния отдельного эмитента.В государственных правилах необоснованно сужен перечень разрешенных объектов инвестирования. Так, с нашей точки зрения, необходимо снять ограничение на размещение средств страховых фондов в отдельные объекты недвижимости. Допустимые размеры инвестирования по различным направлениям устанавливаются на федеральном уровне без учета региональных особенностей развития отдельных отраслей экономики. Это не дает возможности страховым компаниям использовать собираемые на определенной территории страховые средства для экономического развития региона и его хозяйствующих субъектов, которые и выступают основными источниками поступления страховых взносов.В современных условиях государственное регулирование инвестирования страховых фондов требует, на наш взгляд, введения и соблюдения дополнительного принципа размещения страховых резервов. Это принцип контроля за инвестициями (подконтрольности) со стороны страховщиков. Это означает обеспечение реальной возможности для страховых компаний осуществлять контроль за размещенными резервами путем участия в советах директоров предприятий, в которые сделаны инвестиции, регулярного получения информации о принимаемых управленческих решениях, о текущем финансовом состоянии и т.п. В настоящее время у страховщиков нет ни возможностей выбора, ни способов воздействия на эффективность своих инвестиций. Принцип подконтрольности собственных инвестиций особенно актуален в условиях развивающейся экономики и отсутствия стабильного “прозрачного” фондового рынка. Видя главную цель государственного регулирования страховой деятельности в поддержании платежеспособности страховщиков перед своими клиентами, законодатели и органы надзора совершенно не обращают внимание на соблюдение прав самих страховых компаний как инвесторов.Перечисленные недостатки текущего регулирования инвестиционной деятельности страховщиков вынуждают страховые компании использовать два пути выполнения устанавливаемых государством правил размещения страховых резервов. Это, либо формальное соблюдение правил размещения только на определенную отчетную дату, что вносит дополнительные осложнения в работу страховщиков. Либо фактическое соблюдение правил размещения, при котором ущемляются интересы страхователей, так как не используется потенциал инвестиционного прироста страховых фондов, что обеспечило бы страхователям снижение цен на страховые услуги и увеличение страхового покрытия. Для повышения эффективности использования инвестиционных средств страховых компаний, обеспечения практической реализации принципов размещения страховых резервов и введения принципа подконтрольности, по нашему мнению, целесообразно внести в правила размещения страховых резервов следующие изменения:
Такой подход к управлению инвестиционным потенциалом страховых компаний в условиях роста значимости страхования в экономике страны и увеличения объема совокупных страховых резервов может оказать существенное влияние на развитие производства и обеспечить повышение финансовой устойчивости страховых компаний. 8. Объективно существующие особенности инвестиционной деятельности страховой компании обуславливают и особенности ее реализации на практике. Для обеспечения действительной эффективности инвестирования необходимо иметь соответствующую методику оптимизации. Вследствие целого ряда причин, как общего, так и частного характера вопросы, оптимизации инвестиционной деятельности страховщиков практически не затрагивались в научной литературе, а те исследования, где поднимался данный вопрос, были, на наш взгляд, недостаточно полными и не учитывали в должной мере именно специфику страховой деятельности.Во-первых, характерно сужение задачи построения инвестиционной модели страховой компании до проблемы размещения страховых фондов только в части средств страховых резервов. Однако, как было показано в нашем исследовании, средства страховых фондов являются не единственными инвестиционными ресурсами страховой компании. Кроме них есть еще “собственные средства” непосредственно не связанные страховыми обязательствами. Часть собственных средств также используется для инвестирования. Во-вторых, для оценки объема инвестиционного портфеля часто используется такой показатель как “страховые резервы”. На наш взгляд, это далеко не всегда оправдано, поскольку аналитический показатель “страховые резервы” носит достаточно условный характер, а его величина зависит от выбранного метода расчета. В результате, страховые резервы могут не соответствовать величине обязательств, и использование данного показателя для оценки инвестиционного портфеля страховой компании приводит к ошибочным выводам.Есть и третий аспект, который не учитывается в работах по оптимизации инвестиционной деятельности страховых компаний. Практически везде рассматривается только один вид ограничений, накладываемых на инвестиционную деятельность страховщиков -– это регламентация размещения страховых фондов в части средств страховых резервов со стороны государства. Однако существует как минимум еще один вид ограничений, связанных с самой природой страхования. Средства страховых резервов -– это временно свободные средства. Они связаны с обязательствами и в любой момент могут быть “отозваны”. Причем сама возможность, размер и момент изъятия средств из инвестиционного портфеля являются случайными в силу вероятностного характера страховых обязательств. Оценить данный фактор возможно только на основе анализа страхового портфеля. Таким образом, оптимизационная модель должна учитывать эту реальность. Принимая во внимание подобные недостатки ранее разработанных методик, в диссертационном исследовании мы предложили собственную модель оптимизации инвестиционной деятельности страховой компании, построенную на основе теории портфельного инвестирования Марковица-Шарпа с учетом ограничений, специфичных для страховой компании.9. В процессе построения модели оптимизации, чтобы избежать ошибок, связанных с выпадением из поля зрения возможных ограничений, нами была составлена система классификации ограничений на инвестиционную деятельность участников финансового рынка. Затем данная система была применена для анализа особенностей инвестиционной деятельности страховых компаний. Предлагаемая система классифицирует ограничения по трем признакам:
Рассматривая отдельную страховую компанию мы выделили следующие основные ограничения на ее инвестиционную деятельность:
В результате, была разработана модель, объединяющая реализацию целевой функции оптимального инвестирования с соблюдением всех существующих ограничений, накладываемых на значения ее параметров: D = SkAkSiSj ai j di j + B SjSjbi j di jпри ограничениях, которые могут накладываться в явном виде: Sj ai j Ј ai или Si ai j Ј aj, так и косвенным образом через требования к значениям синтетических показателей, учитывающих указанные регулируемые параметры, например, к таким как мера рыночного фактора риска страховщика: P = SkAkSiSj ai j pi j + B SjSjbi j pi j Ј Pдопгде: Соответственно, ограничения накладываются на следующие регулируемые страховщиком параметры:
Для ограничений были указаны возможные способы оценки числовых показателей. 10. В целях обеспечения практической реализации разработанной модели нами предлагается следующая методика ее применения.
Таким образом, применение данной методики позволяет достичь структуры инвестиционного портфеля страховщика, обеспечивающей максимально возможную доходность при соблюдении условий:
III. Перечень опубликованных работ по теме диссертации
|