На главную страницу
ВвБ | Страницы: 1 2 3
Библиотека

Инструменты

Все Страховщики

Рейтинги

Доп.Инфо

Законодательство

Ссылки.

Советы

Магазин

Написать
 

 

Основу инвестиционных вложений страховых организаций по принятым правилам составляют государственные ценные бумаги (до 30%) и банковские ценные бумаги (до 40%). Только 10% страховых резервов разрешается вкладывать в реальный сектор экономики. Государство, представляя себя или банки в качестве наиболее надежных и эффективных инвестиционных посредников, на самом деле решает вопрос привлечения “дешевых” денег. Причем государственные заимствования через ценные бумаги (т.е. долговые обязательства) не только не надежны, о чем свидетельствовал кризис 1998 г., но и не гарантируют поступления этих средств в национальную экономику.

Размещение страховых резервов в банковские ценные бумаги позволяет в достаточной степени реализовать принципы гарантированности и ликвидности только для краткосрочных страховых рисков, так как банки практически не занимаются долгосрочным привлечением средств с гарантированной доходностью. Кроме того, данное направление инвестиций не позволяет страховщикам в полной мере реализовать принцип прибыльности вложений. Для экономики страны такие инвестиции также являются неэффективными, так как осуществляются через самых дорогих посредников – банки. Именно по причине дороговизны кредитных ресурсов большинство банков занимаются краткосрочным кредитованием торговых и коммерческих операций, а также бюджетов разных уровней, и не могут удовлетворить потребности производственных предприятий в долгосрочных дешевых инвестициях.

Вложение страховщиками средств в котируемые ценные бумаги в условиях текущего состояния фондового рынка нашей страны не удовлетворяет ни одному принципу размещения. Ввиду предельной узости фондового рынка как по количеству предлагаемых к продаже бумаг, так и по числу участников этого рынка, возвратность, ликвидность и прибыльность страховых резервов, размещенных на фондовом рынке, на практике зависит от поведения отдельных крупных игроков рынка (в том числе – государства), а не от фактического экономического состояния отдельного эмитента.

В государственных правилах необоснованно сужен перечень разрешенных объектов инвестирования. Так, с нашей точки зрения, необходимо снять ограничение на размещение средств страховых фондов в отдельные объекты недвижимости.

Допустимые размеры инвестирования по различным направлениям устанавливаются на федеральном уровне без учета региональных особенностей развития отдельных отраслей экономики. Это не дает возможности страховым компаниям использовать собираемые на определенной территории страховые средства для экономического развития региона и его хозяйствующих субъектов, которые и выступают основными источниками поступления страховых взносов.

В современных условиях государственное регулирование инвестирования страховых фондов требует, на наш взгляд, введения и соблюдения дополнительного принципа размещения страховых резервов. Это принцип контроля за инвестициями (подконтрольности) со стороны страховщиков. Это означает обеспечение реальной возможности для страховых компаний осуществлять контроль за размещенными резервами путем участия в советах директоров предприятий, в которые сделаны инвестиции, регулярного получения информации о принимаемых управленческих решениях, о текущем финансовом состоянии и т.п. В настоящее время у страховщиков нет ни возможностей выбора, ни способов воздействия на эффективность своих инвестиций.

Принцип подконтрольности собственных инвестиций особенно актуален в условиях развивающейся экономики и отсутствия стабильного “прозрачного” фондового рынка. Видя главную цель государственного регулирования страховой деятельности в поддержании платежеспособности страховщиков перед своими клиентами, законодатели и органы надзора совершенно не обращают внимание на соблюдение прав самих страховых компаний как инвесторов.

Перечисленные недостатки текущего регулирования инвестиционной деятельности страховщиков вынуждают страховые компании использовать два пути выполнения устанавливаемых государством правил размещения страховых резервов. Это, либо формальное соблюдение правил размещения только на определенную отчетную дату, что вносит дополнительные осложнения в работу страховщиков. Либо фактическое соблюдение правил размещения, при котором ущемляются интересы страхователей, так как не используется потенциал инвестиционного прироста страховых фондов, что обеспечило бы страхователям снижение цен на страховые услуги и увеличение страхового покрытия.

Для повышения эффективности использования инвестиционных средств страховых компаний, обеспечения практической реализации принципов размещения страховых резервов и введения принципа подконтрольности, по нашему мнению, целесообразно внести в правила размещения страховых резервов следующие изменения:
  • Во-первых, установить норматив прямых инвестиций, т.е. вложений в ценные бумаги (акции, векселя, облигации т.п.), не включенные в котировальный лист ни одним организатором торговли на рынке ценных бумаг, на уровне 35-40% страховых резервов. Это позволит страховым компаниям, с одной стороны, инвестировать деньги в средний и малый бизнес, чем, к сожалению, практически не занимаются такие инвесторы как государство и банки. С другой стороны, возвратность и ликвидность данных вложений будут в значительной степени контролироваться непосредственно страховщиками. Такой контроль совершенно невозможен при размещении страховых резервов в государственные, муниципальные или банковские ценные бумаги. Кроме того, предлагаемый подход к инвестированию приведет к росту среднего и малого производства, и, следовательно, к увеличению страхового портфеля, росту объемов страховых премий и страховых резервов.
  • Во-вторых, предоставить право правительствам субъектов федерации самостоятельно дифференцировать указанный норматив по отраслями производства, исходя из приоритетов структурного развития региональной экономики.

Такой подход к управлению инвестиционным потенциалом страховых компаний в условиях роста значимости страхования в экономике страны и увеличения объема совокупных страховых резервов может оказать существенное влияние на развитие производства и обеспечить повышение финансовой устойчивости страховых компаний.

8. Объективно существующие особенности инвестиционной деятельности страховой компании обуславливают и особенности ее реализации на практике. Для обеспечения действительной эффективности инвестирования необходимо иметь соответствующую методику оптимизации. Вследствие целого ряда причин, как общего, так и частного характера вопросы, оптимизации инвестиционной деятельности страховщиков практически не затрагивались в научной литературе, а те исследования, где поднимался данный вопрос, были, на наш взгляд, недостаточно полными и не учитывали в должной мере именно специфику страховой деятельности.

Во-первых, характерно сужение задачи построения инвестиционной модели страховой компании до проблемы размещения страховых фондов только в части средств страховых резервов. Однако, как было показано в нашем исследовании, средства страховых фондов являются не единственными инвестиционными ресурсами страховой компании. Кроме них есть еще “собственные средства” непосредственно не связанные страховыми обязательствами. Часть собственных средств также используется для инвестирования.

Во-вторых, для оценки объема инвестиционного портфеля часто используется такой показатель как “страховые резервы”. На наш взгляд, это далеко не всегда оправдано, поскольку аналитический показатель “страховые резервы” носит достаточно условный характер, а его величина зависит от выбранного метода расчета. В результате, страховые резервы могут не соответствовать величине обязательств, и использование данного показателя для оценки инвестиционного портфеля страховой компании приводит к ошибочным выводам.

Есть и третий аспект, который не учитывается в работах по оптимизации инвестиционной деятельности страховых компаний. Практически везде рассматривается только один вид ограничений, накладываемых на инвестиционную деятельность страховщиков -– это регламентация размещения страховых фондов в части средств страховых резервов со стороны государства. Однако существует как минимум еще один вид ограничений, связанных с самой природой страхования. Средства страховых резервов -– это временно свободные средства. Они связаны с обязательствами и в любой момент могут быть “отозваны”. Причем сама возможность, размер и момент изъятия средств из инвестиционного портфеля являются случайными в силу вероятностного характера страховых обязательств. Оценить данный фактор возможно только на основе анализа страхового портфеля. Таким образом, оптимизационная модель должна учитывать эту реальность.

Принимая во внимание подобные недостатки ранее разработанных методик, в диссертационном исследовании мы предложили собственную модель оптимизации инвестиционной деятельности страховой компании, построенную на основе теории портфельного инвестирования Марковица-Шарпа с учетом ограничений, специфичных для страховой компании.

9. В процессе построения модели оптимизации, чтобы избежать ошибок, связанных с выпадением из поля зрения возможных ограничений, нами была составлена система классификации ограничений на инвестиционную деятельность участников финансового рынка. Затем данная система была применена для анализа особенностей инвестиционной деятельности страховых компаний.

Предлагаемая система классифицирует ограничения по трем признакам:
  1. по воздействию на операторов рынка:
    • общие, которые действуют для всех операторов данного финансового рынка;
    • специфические, характерные для определенных типов операторов;
    • частные, которые касаются конкретного оператора;
  2. по природе:
    • объективные, которые действуют независимо от воли оператора;
    • субъективные, которые определяются и фиксируются самим оператором по выбранным им методикам;
  3. по охвату инвестиционной массы:
    • цельные, которые распространяются на всю инвестиционную массу;
    • частичные, которые действуют только для части инвестиционной массы (например, только на средства страховых резервов).

Рассматривая отдельную страховую компанию мы выделили следующие основные ограничения на ее инвестиционную деятельность:

  1. ограничения, вызванные состоянием отечественного финансового рынка, связанные с отсутствием или неразвитостью некоторых финансовых инструментов (по системе классификации: общие - объективные - цельные);
  2. регулирование размещения активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, со стороны государства (по системе классификации: специфические - объективные - частичные);
  3. ограничения, обусловленные структурой обязательств данной компании, структурой ее страхового портфеля (по системе классификации: частные - субъективные - частичные);
  4. частные ограничения, связанные с обязательствами страховой компании размещать инвестиции в определенные финансовые инструменты вследствие договоренностей на уровне учредителей, из-за кэптивного характера страховой компании, наличия соглашений с банками (банкострахование) и т.д. (по системе классификации: частные - субъективные - частичные);
  5. частные ограничения, накладываемые финансовыми менеджерами и руководителями, с целью обеспечить безопасность портфеля (по системе классификации: частные - субъективные - цельные).

Учитывая частный характер некоторых из указанных ограничений, а также уже разработанные методики обеспечения безопасности портфеля, в диссертации основное внимание уделено формализации ограничений, накладываемых государством на размещение средств страховых резервов, и ограничений, определяемых структурой страхового портфеля.

В результате, была разработана модель, объединяющая реализацию целевой функции оптимального инвестирования с соблюдением всех существующих ограничений, накладываемых на значения ее параметров:

D = SkAkSiSj ai j di j + B SjSjbi j di j

при ограничениях, которые могут накладываться в явном виде:

Sj ai j Ј ai или Si ai j Ј aj,

так и косвенным образом через требования к значениям синтетических показателей, учитывающих указанные регулируемые параметры, например, к таким как мера рыночного фактора риска страховщика:

P = SkAkSiSj ai j pi j + B SjSjbi j pi j Ј Pдоп

где:

  • D – доходность инвестиционных вложений;
  • Аk -– общая величина страховых резервов по k-му виду страхования;

  • аi j -– доля в портфеле активов i-го вида j-го эмитента, принимаемых в покрытие страховых резервов;
  • В -– собственные средства страховой компании, используемые в качестве инвестиционных ресурсов;
  • bi j -– доля в портфеле активов i-го вида j-го эмитента, представляющих собственные средства;
  • di j -– доходность активов i-го вида j-го эмитента;
  • ai , aj -– ограничение по доле актива i-го вида j-го эмитента в портфеле активов, принимаемых в покрытие страховых резервов;
  • pi j -- мера фактора риска страховщика при размещении страховых резервов в активы i-го вида j-го эмитента;
  • Рдоп – устанавливаемый страховщиком максимально допустимый уровень риска по инвестиционному портфелю.

    Соответственно, ограничения накладываются на следующие регулируемые страховщиком параметры:

    1. перечень допустимых видов вложений (Ui -– область допустимых значений i);
    2. перечень возможных эмитентов (Uj -– область допустимых значений j);
    3. доля отдельного вида вложений (Sj ai j по всем или строго определенным j);
    4. доля отдельного эмитента (Si ai j по всем или строго определенным i).
    В результате оптимизации необходимо обеспечить максимум целевой функции при соблюдении всех рассматриваемых явных и косвенных ограничений на значения перечисленных регулируемых параметров.

    Для ограничений были указаны возможные способы оценки числовых показателей.

    10. В целях обеспечения практической реализации разработанной модели нами предлагается следующая методика ее применения.
    1. На определенный момент времени известны имеющиеся в наличии собственные средства (не связанные обязательствами) и временно свободные средства, принимаемые в покрытие страховых резервов (связанные страховыми обязательствами).
    2. Выбирается некоторый период, для которого будет производиться определение оптимального портфеля.
    3. На конец указанного периода прогнозируются ожидаемые значения и возможные отклонения следующих показателей:
      • поступлений страховых взносов и других поступлений, учитываемых при формировании инвестиционной политики;
      • страховых выплат (в диссертационном исследовании предложены возможные методы оценки данного показателя).
    4. Исходя из сделанных прогнозов, определяются:
      • ограничения, накладываемые страховым портфелем;
      • ожидаемый доход от имеющегося портфеля DT.
    5. Производится оптимизация инвестиционного портфеля с учетом всех рассмотренных ограничений -- поиск максимума целевой функции при соблюдении ограничений.
      Задача оптимизации инвестиционного портфеля страховой компании относится к классу задач линейного программирования. Методы оптимизации выбираются страховщиком самостоятельно. В результате решения задачи определяется максимально возможный при заданных ограничениях ожидаемый доход от инвестиционного портфеля на конец периода DT opt.
    6. Полученный результат в виде массива значений долей каждого инвестиционного инструмента сравнивается с имеющейся на данный момент времени структурой инвестиционного портфеля. Определяется "цена" преобразования имеющегося портфеля в "оптимальный" портфель Спр.
    7. Ожидаемый доход от "оптимального" портфеля Dt0opt, приведенный на начало периода, сравнивается с приведенным на тот же момент ожидаемым доходом от имеющегося портфеля Dt0 и ценой преобразования Спр.
      Если она превышает их больше чем на определенную величину D, учитывающую организационные и трудовые затраты на преобразование портфеля, то преобразование портфеля в "оптимальный" можно признать целесообразным.
      D t0 opt – Dt0 – Спр Ј D; D > 0
      Если это условие не выполняется, то преобразование портфеля можно признать нецелесообразным и производится проверка имеющейся структуры на соответствие регламентированным ограничениям. При необходимости осуществляется необходимая корректировка структуры портфеля.

    Таким образом, применение данной методики позволяет достичь структуры инвестиционного портфеля страховщика, обеспечивающей максимально возможную доходность при соблюдении условий:

    • по регламентированному размещению средств страховых резервов со стороны государства;
    • по ограничению фактора риска страховщика;
    • по соблюдению необходимого объема легкореализуемых активов в портфеле для выполнения страховых обязательств в текущем периоде.

    В приложении к диссертации представлен пример практического использования методики для аналитического определения суммы легкореализуемых активов, принимаемых в покрытие страховых резервов. Все числовые данные соответствуют средним показателям убыточности страховых сумм по страховым компаниям Санкт-Петербурга.

    III. Перечень опубликованных работ по теме диссертации

    1. Страховой бизнес на рынке ценных бумаг // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 1995. - № 3-4. – 1,3 п.л. (в соавторстве, в т.ч. автора – 0,7 п.л.).
    2. Аспекты развития страхового рынка // Проблемы страхования в аспекте национальной безопасности. Заседания “круглых столов”. 19-20 мая 1998 года. – СПб.: Секретариат Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых государств, - 1998. – 0,2 п.л.
    3. Проблемы оптимизации инвестиционной деятельности страховой компании // Проблемы и перспективы развития финансового рынка и кредитной системы России: Сб. науч. тр.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 0,3 п.л.
    4. Цели и принципы регулирования инвестиционной деятельности страховых компаний // Страховое дело. – 2001. - № 5. – 0,2 п.л.
  • Также по данной теме рекомендуется посмотреть:
    Наверх | В начало
    Hosted by uCoz