На главную страницу
ВвБ | Ind | << 15 >>
Библиотека

Инструменты

Все Страховщики

Рейтинги

Доп.Инфо

Законодательство

Ссылки.

Советы

Магазин

Написать
 

 

Глобализация, информационные сети и применение знаний.

С середины 1980х рынки товаров, труда и капитала выросли до беспрецедентных размеров, перейдя все политические границы. Приватизация и либерализация увеличили поле деятельности для частной инициативы и прямых международных инвестиций. Разрушение барьеров на пути торговли и усиливающаяся региональная интеграция улучшили условия для международного разделения труда и резко подняли его глобальную производительность. Открытие национальных финансовых рынков для международных инвестиций сделало капитал более мобильным, чем когда-либо ранее, и капитал (являющийся редким ресурсом) смог намного легче перетекать в регионы, обещающие более высокую доходность и наиболее эффективное использование. Размер международного кредитования растет быстрее, чем мировая торговля, а растущий объем международных инвестиций также делают операции на рынке капитала более значимыми.

Но впереди всего процесса глобализации находится рынок информационных и коммуникационных технологий, совершивший огромный скачок, который позволил создать глобальную электронную сеть. Большие объемы и большая скорость перемещения информации сделали ее отбор и понимание более сложным для отдельного человека, но в целом сделали рынки более открытыми и уменьшили информационные и транзакционные издержки. Электронная коммерция, электронные банки и онлайновые услуги разного вида позволили трудовым ресурсам стать более мобильными и пересекать государственные границы, не становясь при этом более мобильными физически.

Новые средства общения и передачи информации ускорили глобальное распространение знаний, сделав отрасли производства, наиболее зависимые от капитала и ноу-хау, еще более интенсивно использующими знания. Добавочная стоимость, созданная обработкой информации и применением знаний, становится все более важной. Компании могут получить информацию о параметрах, важных для принятия решений, мгновенно, через всемирную сеть. Они могут более быстро реагировать на изменения рыночной ситуации, более эффективно распределять свои ресурсы и все больше оптимизировать свой производственный процесс. Это же относится и к частным лицам.

Согласно оценкам, число пользователей Интернет, удвоилось за последние 4 года и превысило 700 млн. Однако, это все равно лишь 11% населения Земли. В наиболее населенных странах, Китае и Индии, уровень развития Интернет все еще очень низок. Однако, быстрый экономический рост в этих и других развивающихся странах, вероятно будет действовать в качестве стимула к распространению Интернет в ближайшие десятилетия, несмотря на то что он уже достаточно развит в других регионах.

Международное развитие человеческого капитала.

Запас человеческого капитала непрерывно рос в течение истории человечества. Эта тенденция параллельна тенденции технологического прогресса. Однако это развитие не было равномерным во времени, а также не распространялось по всему миру. Некоторые способности и умения долгое время были достоянием отдельных регионов (Китай, например, создал бумагу и книгопечатание на столетия раньше чем Европа, но не смог эффективно их использовать) и распространялись лишь с миграцией населения или ростом международной торговли в регионе, экономика которого резко ускорялась из-за появления новых технологий.

С другой стороны, прорывные изменения технологии всегда являются результатом длительного инновационного цикла (Так называемые циклы Кондратьева: 1) Паровая машина; 2) Железная дорога/Металлургия; 3) Электричество/Химия; 4) Нефтехимия/Автомобилестроение; 5) IT/Электроника). Считается, что сейчас мы находимся в шестом цикле, который, как предполагается, достигнет своего первого пика в 2010 году, и характеризуется он, в первую очередь, инновациями в медицинском секторе.

Сегодня запас человеческого капитала чрезвычайно неравномерно распределен по миру. Даже среди развитых стран существуют явные различия в системе образования и образовательной политике, а значит и в уровне образования.

Во многих развивающихся странах быстрый рост населения создал чрезвычайно неустойчивую ситуацию в сфере образования. Там где основным приоритетом является выживание, альтернативные издержки формирования человеческого капитала чрезвычайно высоки. С другой стороны, ожидаемая отдача от инвестиций в человеческий капитал достаточно высока, особенно это касается базового образования. В этой области особенно необходимы действия правительств стран, желающих быстрого развития, и даже международная помощь.

В настоящее время, тем не менее, если брать беднейшие регионы в целом, ситуация улучшается. Это следует из исследований проводимых ООН, хотя могут существовать сомнения относительно сравнимости систем образования.

По данным ООН за период 1990 – 2000 года общие коэффициенты посещения базовых и средних учебных заведений выросли в большинстве регионов мира. И хотя эти коэффициенты остаются ниже среднего уровня в Арабских странах, Западной и Южной Азии, и почти везде в Африке, абсолютный разрыв между развитыми и развивающимися странами сократился. И еще, ООН ожидает что мировой уровень грамотности будет продолжать расти до 2015 года, и среди молодых людей в возрасте 15 – 24 лет в Центральной и Восточной Европе, Центральной Азии, Восточной Азии и Тихоокеанском регионе достигнет примерно уровня наблюдаемого в Северной Америке и Западной Европе.

Ситуация улучшается и в сфере высшего образования. Однако в тоже время разрыв растет в абсолютных величинах. За период с 1990 по 2000 год коэффициент посещения (т.е. доля лиц соответствующего возраста, посещающих или посещавших ВУЗы ) в развитых странах вырос с 36% до 56%, в странах Центральной и Восточной Европы этот коэффициент вырос с 24% до 33%, а в развивающихся странах с 5% до 10% (В Центральной и Южной Африке с 1,5% до 2,5%). Вместе с глобализацией возросла и международная мобильность студентов. В то время как несколько десятилетий назад почти все студенты из развивающихся стран были частью правящей элиты и возвращались назад после окончания обучения, в настоящее время, согласно данным ООН, обучающиеся за границей формируют один из потоков долгосрочной трудовой миграции. (Это сильный негатив для недоразвитых стран, делающий вложения их правительств в образование неэффективными, так как лица, получившие образование, покидают страну и вложения в их образование просто теряются.)

ВвБ | Ind | << 15 >>